МБУДО "Дом пионеров и школьников" Советского района Курской области

 

Методическая копилка

 

    Делимся отытом. Шаповалова И.Г. "Где живут волшебники" 

    https://disk.yandex.ru/d/LSCYo7uVZsjetg

   

 

   

Бочкова Ирина Вячеславовна

Педагог  дополнительного образования

МКОУ  ДОД «Дом  пионеров  и  школьников»

 

  

     Конституция РФ устанавливает,что одной из забот государства является охрана,приумножение и широкое использование духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей,повышения их культурного уровня.Эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из важнейших задач современной школы,одним из решающих воспитательных факторов.

                    Один из главных компонентов эстетической культуры — искусство — даёт возможность познать мир во всей многогранности его социальных и эстетических проявлений,развивает интеллектуальные и творческие способности,формирует духовные запросы человека. Искусство способствует всестороннему развитию личности,стимулирует стремление к совершенству во всех видах деятельности,стремление искать красоту и создавать её в труде,быту,общении.

           В связи с этим возрастает воспитательное значение искусства в жизни школы.Дополнительное образование является неотъемлемой частью непрерывного образования детей.

         Две основные цели ставит программа обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования:

-развитие эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве,формирование художественного вкуса обучающихся на примере выдающихся произведений русского,советского и зарубежного изобразительного и декоративно — прикладного искусства;

-приобретение знаний,практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей.

      На занятиях изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования дети должны получать конкретные знания и умения,учить изобразительной  грамоте их надо последовательно,как учат чтению и письму.Обучение необходимо строить по принципу постепенного усложнения задач изобразительной грамоты в соответствии с возрастными особенностями обучающичся.Для каждого занятия следует определять конкретное содержание целей и задач обучения.Критерием грамотности детского рисунка должна быть степень его приближенности к реалистически правдивому

изображению.Этот критерий отвечает запросам самых юных художников,у которых есть стремление к познанию натуры и к более полному и точному её изображению.

        Первое и главное условие решения этих задач — повышение профессиональной подготовленности педагога,глубокое овладение им теоретическими и методическими основами грамоты рисунка,живописи и композиции.

         «Художник — педагог может научить своего ученика только тому,чем он сам владеет,что знает,во что верит,чему предан.Отсутствие теоретических знаний и профессионального  мастерства в педагогической работе недопустимо,»- считал И.Е.Репин.

        Таким образом,умение правильно изображать окружающие предметы,объекты и явления,правдиво выявлять их особенности и свойства — главный фактор творческих возможностей и самого педагога,и обучая ребёнка изобразительной деятельности он раскрывает ему мир реально существующей гармонии,развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира,творческие способности и фантазию.

      Так же,развитие творческих способностей детей неотделимо от приобщения их к народному творчеству,художественным ремёслам.Формирование в детях заинтересованного отношения к народному художественному творчеству и развитие навыков художественного труда является одной из главных задач дополнительного образования,так как народное искусство является важной частью современной художественной культуры.Художники разных времён обращались к национальным традициям.Опыт национальной культуры,традиции национального искусства — фольклора,декоративно — прикладного ремесла всегда осознавались как необычайно важные.Мы не перестаём изумляться той нерасторжимой связи .которая есть в любой вещи народного умельца,между функциональностью,выявленностью того или иного утилитарного,бытового назначения и красотой убранства,декоративными украшениями.

        Уже в 19 веке многие исследователи связывали разные виды народного творчества — ткачество и гончарное ремесло,художественную обработку дерева,кости и металла — с фольклором,песнями,стихами,былинами.Признаки общей национальной культуры определяли общность многих черт народного декоративного искусства и фольклора.Поэтому сегодня многие исследователи склонны считать народное прикладное искусство как бы «изобразительным фольклором».В нём нашёл своё выражение коллективный художественный опыт целых наций.Ведь секреты того или иного промысла передавались от деда к внуку,из поколения в поколение.Каждый привносил что — то своё,но при этом помнил и использовал то,что досталось по наследству.Не случайно в русской художественной культуре всегда особо почиталась старая вещь,сработанная когда — то раньше.Её берегли,считали образцом,на ней учили внуков.Именно поэтому многие особенности декоративного решения переходили неизменными от одного поколения мастеров к другому,определяя своеобразие всего промысла.Целые потомственные семьи мастеров хранили и применяли эти секреты и традиции.

        Наверное,именно поэтому мы сразу же отличим орнамент вышивок средней полосы России от орнамента среднеазиатского,русскую деревянную игрушку от японской и так далее.Вглядевшись внимательнее,знаток народного искусства сразу различит руку разных мастеров вышивки,ткачества и росписи,но при этом безошибочно объединит разрозненные вещи в цельную по своим художественным особенностям коллекцию.

         В основе каждой вещи,сделанной руками народного мастера,лежат определённые эстетические особенности,связанные с народными представлениями о красоте,гармонии,добре.Вспомним,что в русских народных сказках красивое всегда доброе,а безобразное — злое.Красивым называют и эстетическую красоту отдельного предмета,вещи и этическую сторону какого — то человеческого поступка.Поэтому столь очевидным и кажется то,что в произведениях народных мастеров заключено великое эстетическое богатство.

 

                                              

Народные промыслы. Гжель.

        

 

Цель занятия: ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства изделиями мастеров Гжели.

Задачи:

развивающие:            развитие умения выполнять простейшие приёмы  кистевой

                                         росписи в изображении  декоративных цветов;

воспитательные:         воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас,

                                пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев;

образовательные:       расширение представлений о прекрасном.

 

Оборудование,материалы: кисти,гуашевые краски,листы бумаги.

 

Зрительный ряд:        картинки с изображением мастеров Гжели,

                                        педагогический рисунок.

 

Литература:                 В.А.Барадулин «Основы художественного ремесла».

                                  Е.Р.Юренева «Взгляд в будущее».

 

Тип занятия:                 комбинированный.

 

Форма проведения занятия: заочное путешествие (1 этап)

                                        практическая работа (2 этап)

 

 

Ход  занятия:

1 этап (45 мин.) Теория.

                                           Организационно — подготовительный

Здравствуйте,ребята.Сегодня мы на машине времени отправимся в путешествие,в далёкое историческое прошлое нашей страны,где под руками мастеров,будто в сказке,происходит преображение простых материалов и расцветают фантастические цветы на изделиях из дерева и керамики.

                                                    

Диагностический

Как вы думаете,о каком виде художественного труда пойдёт сегодня речь? (ответ)

Мы с вами уже знакомились с некоторыми видами художественной росписи изделий.Давайте вспомним о них.

 

Из липы доски сделаны

И прялки,и лошадки.

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар — птицы ввысь летят

И точки чёрно — белые

На солнышке блестят.                      (Городец)

 

 

А вот эта роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи — перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно — медовой

Золотой листвы.                                (Хохлома)

 

 

Как вам известно,и Городец,и Хохлома — это стариннейшие русские промыслы.И вот мы

отправляемся в далёкое прошлое и начинаем знакомство ещё с   одним видом художественной росписи изделий.Итак,отправляемся в путь!

Каждый из вас,конечно же,слышал об этом городе.Москва.Но далеко не каждому известно,что недалеко от неё,всего в 60 километрах,находятся 30 особых деревушек.В центральной части этих земель находится деревня под названием Гжель.Вот она и дала название и всей местности,и всему производству.Оно возникло не случайно.В этих местах водилась прекрасная глина,которую начали использовать очень давно,и определили рождение гончарного промысла.

        Первоначально Гжель поставляла лишь сырьё-оно шло для изготовления аптекарской посуды.Здесь же выделывали кирпич,керамическую плитку,черепицу.Эта продукция развозилась по всей стране.

          Позднее ассортимент изделий значительно вырос — появились столовые сервизы,различной формы и назначения миски,кувшинчики,предметы домашнего обихода.Наряду с ними гончары освоили производство вещей и декоративного характера — настенные блюда,игрушки.

           В это же время в Гжели начали складываться собственные традиции и характер росписи.Ранние гжельские произведения в орнаменте,росписи,были многоцветными.Обычно по белому фону художник клал роспись жёлтыми,синими,зелёными и густо — вишнёвыми красками.Причём жёлто — зелёная гамма преобладала.

         Позднее народные умельцы остановились на сине — голубых тонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

     А теперь послушайте,как красиво описана гжельская роспись в стихотворении:

 

Мастер,как по снегу,

Кистью поводил,

Мастер голубое небо отразил,

Воду голубую в озеро налил.

Небо голубое,голубой и кот,

Голубое озеро,голубой цветок,

Петушок,да сказочный-

Сине — голубой,

И русская девица

Сголубой косой.

 

 

Перерыв  10  минут (игропауза)

 

2 этап (45 мин). Практика.

Основной

А теперь,ребята,вернёмся в настоящее время,но не обычными детьми,а народными умельцами гжельской росписи,и создадим красивые сине — голубые цветы на наших листах бумаги.Но прежде,чем начать выполнение цветка,давайте потренируемся рисовать элементы росписи ,не используя карандаш и ластик.Вот эти элементы:

 

 

 

 

А теперь хорошенько рассмотрите вот этот рисунок — здесь указана последовательность выполнения цветов.В такой же последовательности следует и вам рисовать эти цветы.

 

 

Работа над рисунком:

1.           Лист распологается горизонтально.

2.           Аккуратное решение элементов

3.           Правильное цветовое решение цветка.

4.           Уточнение деталей.

 

 

Систематизированный

 

Выставка художественных произведений детей.

 

Анализ

Аккуратность.

Выразительность.

Правильное цветовое решение.

 

Что для вас,ребята,было самым интересным на нашем занятии? Какие затруднения вы испытали?

 

Оценка: вы все сегодня молодцы и настоящие народные умельцы.

 

 

      «Пусть человек трудится не только для того,чтобы добыть хлеб и одежду,построить жилище,но и для того,чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы,дающие радость и ему,и людям, - чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».

                                                                                                                           В.А.Сухомлинский.

 

 



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Волшебные узоры"

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Спортивное ориентирование на местности»

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА «Изобразительное творчество и художественный труд»

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА "Кружевница"

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА "Тропинка к своему Я"

 

 

Мастер-класс: "Шпатлевка"

 

 

Страна детства

 

Дата последнего обновления страницы 05.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения